Какие есть подходы к тому, чтобы учиться успеху? Конечно же, успеху нужно учиться у успешных людей. Находим успешного человека, смотрим, как он живет, и начинаем у него этому учиться. Но в этом обучении, согласно ведической философии, есть два подхода: анусаранам и анукаранам.
Анукаранам переводится как «подражание», когда человек пытается воспроизвести то, что делает тот, у кого он учится.
Анусаранам означает, что человек учится сути, учится тому настроению, источником которого является это поведение, которое мы видим у успешного человека.
И в основном сейчас распространено подражание. Человек видит, что есть какой-то успешный человек и у него хорошо получается строить отношения с другими людьми. Допустим, мы видим, что он приходит, узнает, как зовут человека, делает ему комплименты, спрашивает у него, как дела, улыбается ему, дарит какие-то подарки, и, естественно, человек располагается. Понятно, что у такого человека завязываются взаимоотношения, у него получается бизнес, его считают хорошим. И глядя на то, как ведет себя этот человек, я думаю, что мне нужно вести себя точно так же. Я начинаю использовать те же слова, начинаю использовать те же жесты, те же приемы. И это, с одной стороны, нормально. Но в подражании возникают две проблемы.
Первая вещь: человек, который подражает, не живет этим, он как бы играет роль хорошего человека. И если он не учился актерскому искусству, то у него эта роль получается не очень хорошо. Люди это почувствуют. Обращали на это внимание, что когда не очень хорошая игра актера, то вас это начинает раздражать? Недавно мне мой друг рассказывал случай, как он пытался играть роль участливого собеседника, который пытается понять человека. На самом деле он просто начитался книг, что так надо делать и тогда люди располагаются. И он решил в это сыграть. Сел рядом со своим другом, а у того была какая-то проблема. Он хотел выговориться, он хотел поделиться этим. И мой друг начал играть роль участливого слушателя. Он стал поддакивать, смотреть в глаза, делать сочувственные глаза, стал спрашивать: «Да, да, и что было дальше?» И вот он пытался играть эту роль. В какой-то момент его собеседник просто не выдержал и закричал: «Ты что, издеваешься, что ли? Я тебе, как человеку, сердце открываю, а ты издеваешься надо мной?» И мой друг стал оправдываться искренне: «Подождите, подождите, да нет, нет…» А тот настаивал: «Я же чувствую, тебе это не интересно». И мой друг прокололся. Он понял, что у него не получилось сыграть роль хорошего человека, его сразу раскусили. То есть первая проблема, когда мы пытаемся подражать качествам успешных людей, не имея внутреннего содержания этого человека: через какое-то время нас разоблачают, что мы просто играем.
И вторая проблема: мы все-таки другие люди и полностью воспроизвести этого успешного человека у нас не получится. Я не могу так же прыгнуть сальто назад, как этот человек. Я не могу себя уверенно чувствовать перед тысячью слушателей. У меня просто не получается это делать.
И сталкиваясь с этими двумя проблемами, человек, который пытается подражать успешному человеку, в конце концов теряет энтузиазм, машет на это рукой и говорит: «Да ничего не получится у меня, не интересно это, я не такой, как он, у меня не получается, люди почему-то не верят мне…»
Второй подход учиться у успешного человека называется «анусаранам». Это подход, в котором я пытаюсь уловить суть, настроение этого человека, научиться его пониманию мира, которое позволяет ему проявлять внешне такие качества. И вот это по-настоящему хороший подход. Потому что когда мы учимся настроению, то мы можем это настроение, это мировоззрение использовать в тех условиях, в которых мы находимся. Ведь все равно я другой человек, у меня другие возможности, я нахожусь в других обстоятельствах, но если я поймаю это настроение, то я смогу проявлять свои качества нужным образом, в тех условиях и в тех обстоятельствах, в которых я нахожусь. Если я понимаю суть, то я смогу эту суть применить в своих условиях.
И поэтому, если мы хотим по-настоящему научиться принципам успешности у успешных людей, надо копать внутрь: а чем живет этот человек, что он считает успехом, какое мировоззрение он считает успехом? И если мы хотим узнать это умонастроение, надо у них просто спросить.
Когда человек понимает суть, настроение другого человека, он может использовать это в своей жизни, в своих обстоятельствах. Я был свидетелем одного интересного случая. Я жил у друзей в доме, а у них были маленькие дети. И за этими маленькими детьми ухаживала пожилая женщина, няня. И я наблюдал, как она ловко с ними управляется. Дети просто без ума от нее. А она знает, что и как с ними делать. Однажды я наблюдал, как она одевала маленькую девочку. Она так красиво ее одевала, и девочка улыбалась, о чем-то лепетала. Я с восхищением на это смотрел, а потом подошел к этой пожилой женщине и спросил: «А как у вас так получается все ловко, как вы так все здорово можете делать?» И она дала глубокомысленный ответ. Она сказала: «Дитёнков надо любить». И вот в этой фразе было все: все ее качества, все ее умение как няни, потому что эта женщина очень любит детей. Так как она их очень любит, то все остальное – это следствие ее любви. Поэтому, если нам удастся уловить настроение и мировоззрение успешного человека, это позволит нам обрести и все остальное.